На сегодняшний день автоматизация контроля знаний учеников с помощью компьютерной техники и программного обеспечения является экономически выгодным и эффективным средством управления процессом обучения. Переход от «бумажного» к компьютерному тестированию значительно расширяет возможности контроля и оценивания уровня знаний учеников, предоставляя быстрый и объективный результат.
Для проведения компьютерного оценивания Научно-исследовательским институтом прикладных информационных технологий была разработана автоматизированная система «Тест».
АС «Тест» является составляющей частью автоматизированной системы «Школа», а также может использоваться как отдельный программный продукт для проведения промежуточных и итоговых проверок знаний учеников, студентов, сотрудников и других лиц.
Автоматизированную систему «Тест» можно использовать не только в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, но и в высших учебных заведениях, а также на предприятиях и фирмах для тестирования сотрудников.
На протяжении 2008 — 2010гг. Центр мониторинга столичного образования Главного управления образования и науки г. Киева реализует проект компьютерного тестирования знаний учеников с использованием автоматизированной системы «Тест Респондент», которая является частью системы «Тест». За время реализации проекта была создана мощная база стандартизированных заданий в тестовой форме, что позволило провести ряд компьютерных исследований уровня знаний учеников 9-10 классов общеобразовательных учебных заведений г. Киев по украинскому языку, математике, истории, биологии, географии, химии.
Функциональность системы «Тест» позволяет:- проводить промежуточную и итоговую проверку знаний учеников: контрольные работы, экзамены, государственную и итоговую аттестацию;
- определять по статистическим показателям средний уровень знаний по классам, учебным заведениям, районам, городам, областям, стране в целом;
- определять по статистическим данным рейтинг учебных заведений;
- проводить мониторинг информации о знаниях тестируемого лица на протяжении нескольких лет.
Таким образом, АС «Тест» позволяет учебным заведениям и организациям проводить оценивание знаний респондентов, унифицировать процесс тестирования, мгновенно обрабатывать и сохранять результаты тестирования, предоставлять на их основе качественные и смысловые характеристики статуса респондента, прогнозировать его развитие и в результате направлять обучение согласно его способностям и наклонностям.